Я давно хотел разобраться с таким понятием как гиперфокальное расстояние. Нет, я примерно понимал, что это такое, но вот чтобы применять это на 100% — такого не было.
Начал разбираться и докопался до самых основ фотографии – геометрической оптики и разных теоретических раскладок. Но на самом деле в данном случае можно все понять, а главное использовать, и без различных формул. Итак…
Начнем с самого главного – толкования терминов.
Гиперфокальное расстояние – это такое расстояние, на которое нужно сфокусировать объектив, чтобы задняя граница резко изображаемого пространства оказалась на бесконечности; передняя граница ГРИП будет в этом случае равна половине гиперфокального расстояния. На рисунке это будет выглядеть следующим образом:
Мы видим, что объектив сфокусирован на точке, расположенной на расстоянии 66 сантиметров от камеры. Все, что находится на расстоянии от 33 сантиметров и до бесконечности выглядит резким. При этом резкость толкуется через термин «кружок нерезкости» (или «пятно нерезкости»).
Строго говоря, все, что лежит не в области фокуса (в нашем примере – область, находящаяся на расстоянии 66 сантиметром от камеры) является нерезким, т.е. изображение формируется не точкой, а некоторым пятном. Однако до некоторого момента человеческому глазу это незаметно, и он воспринимает изображение четким и резким.
Количественно размытие оценивается через диаметр кружка нерезкости, который зависит от того, какого размера изображение мы рассматриваем и с какого расстояния. Т.е. если у нас предполагается в качестве итогового отпечатка карточка 10*15, кружок нерезкости допустим большего размера, нежели при печати 30*40 (при условии, что мы оба изображения рассматриваем с одной дистанции).
Также кружок нерезкости зависит и от физического размера матрицы камеры. Для полноформатной камеры допустимым является размер кружка нерезкости = 0,03 мм, для кропнутой матрицы формата 4/3 кружок нерезкости допустим меньшего размера — 0,015 мм (при условии, что мы печатаем изображение одинакового размера).
Как же все это применяется на практике? Я лично делаю следующим образом.
Я использую калькулятор ГРИП. Выставляю там соответствующие параметры:
Итого мы получаем, что ГРИП у нас начинается от 1 метра 8 см и заканчивается на 14 метрах 30 см. При этом, гиперфокальное расстояние (Hyperfocal distance) равно 2 метра 32 см.
Таким образом, я вручную фокусируюсь на любом предмете, находящимся на расстоянии примерно 2.32 метра, и используя диафрагму=5.6, снимаю пейзажи, компонуя кадр так, чтобы предметы, расположенные на переднем плане были ко мне не ближе 1 метра 16 см (2 метра 32 см деленные пополам). Я использую минимальное фокусное расстояние объектива -14 мм, так как при его увеличении гиперфокальное расстояние значительно увеличивается.
Мы видим, что даже при достаточно открытой диафрагме мы можем спокойно снимать пейзажи с передним планом, т.е. совсем необязательно зажимать диафрагму до f/14. При этом открытая диафрагма позволяет выставить более короткую выдержку, что немаловажно при съемке с поляризационным светофильтром в ветренную погоду.
П.с. Не забывайте, что использование гиперфокального расстояния – это лишь один из способов достижения резкого изображения на снимке. В дальнейшем, я думаю, мы затронем и остальные подходы.
Кстати, было бы интересно услышать о том, какая у вас техника съемки пейзажей.
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/f78f7f59237f360260d2032cee310db2/sape.php:221
Stack trace:
#0 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/f78f7f59237f360260d2032cee310db2/sape.php(323): SAPE_base->_read('/var/www/ivites...')
#1 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/f78f7f59237f360260d2032cee310db2/sape.php(338): SAPE_base->load_data()
#2 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-content/themes/WPInspiration/sidebar.php(115): SAPE_client->SAPE_client(Array)
#3 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-includes/template.php(704): require_once('/var/www/ivites...')
#4 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-includes/template.php(653): load_template('/var/www/ivites...', true)
#5 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-includes/general-template.php(111): locate_template(Array, true)
#6 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-content/themes/WPInspiration/ in /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/f78f7f59237f360260d2032cee310db2/sape.php on line 221
Интересные размышления. Вообще я слышал конечно об этом… Но во первых мало кто я думаю хочет сделать шедевр, что бы он был резким на карточке 10х15 ). А при максимально качестве… люди приходят к тому что глубина резкости вообще равна 0. В какой-то точке она максимальна, а дальше уже падет… Матрицы же огромны. Ну до ладно. Я хотел сказать о другом. У нас в руках по сути новейшие компьютеры. Так вот почему до сих пор, не существует такой кнопки, или режима, что бы камера сама фокусировалась на гиперфокальное расстояние? Ведь все данные она знает! Часто снимая в полной темноте даже на бесконечность сфокусироваться невозможно… не то что на какую-нибудь определенную точку. Так на пример у китового объектива Canon 18-55 вообще нет метки "бесконечность".
Про карточку 10*15 — это так, для сравнения 🙂
Прикол в том, что зеркалки тут уступают компактам. Кажется, у lumix fz18 в процессе съемки на экране отображается шкала, которая показывает границы ГРИП.
А по поводу объективов — действительно не так сложно нанести метки, которые показывают, на каком расстоянии от камеры точка фокуса. У моих олимпусовских китовых таких рисок нет 🙁
Экономят на китовых объективах. И вообще, современные зеркалки не приспособлены для ручной наводки на резкость. Видоискатели маленькие и темные. Фокусировочных экранов в них нет. Кольца регулировки тоже не очень удобные. В целом 99% кадров снимаются на автофокусе.
Хороший блог, много полезной инфы, но белый цвет шрифта на черном очень дискомфортен! Больше двух абзацев читать уже неприятно для глаз. Сделайте цвет текста таким же, как в комментариях, будет лучше.
Интересно а есть такие калькуляторы ГРИП для телефонов на Яве например? Иногда очень актуально.
Не видел 🙂
Но мне кажется проще табличку распечатать для наиболее частых случаев…
Vendigo на каноне 40д есть специальный режим — все в фокусе ( правда он в нем тупо зажимает диафрагму), но это именно то, а чем вы говорите.
[…] Фото блог `Заметки о фотографии` » Blog Archive » Гиперфокаль… […]
2 antiz
По моему там про другое. В Canon, аппарат выбирает диафрагму что бы весь объект который зацепился точками фокусировки был в резкости.
А гиперфокальное расстояние — это расстояние на которое нужно сфокусироваться. Это совсем не диафрагма, это дистанция фокусировки.
Получается, что при f2,8 что при f9 если сфокусирован на ГФ, то и резкость будет одинаковой?
А вопрос из практики. Если ГФ 10 метров или другие значения не указанные на шкале объектива, то как сфокусироваться? Приблизительно или шагами отмеряете?)
Вадим, на глазок. Ну и для верности пару-тройку дублей с небольшой корректировкой фокуса