05 07 2010
Рубрика: LightRoom, RAW и HDR, Избранное, Мысли вслух, Постобработка, Советы новичкам, Съемка пейзажа
11 комментариев
Про ETTR и правильную экспозицию
Всем привет! После небольшого отпуска «Заметки» снова с вами! Взял небольшую паузу, отдохнул, набрался сил, посмотрел футбол 🙂
… Обрабатывая тысячу снимков с каникул в Питере, я поймал себя на мысли «а нафига я использую брекетинг?»
Съемка с брекетингом имеет, как минимум, 3 недостатка:
- В три раза увеличивается объем отснятого материала, т.е. занимаемое на флешке (и на жестком диске) место.
- В три раза уменьшается ресурс камеры, что немаловажно для любительских зеркалок.
- Увеличивается время обработки фотографий — ведь нужно просмотреть больше снимков, отобрать лучшие.
Написал я в твиттер эту крамольную мысль, а Артем подхватил, дескать «Не брекетинг, а подгонка под ETTR. Я обычно оставляю 2—3 кадра».
Ну и я решил почитать тогда про ETTR и разрешить для себя вопрос с экспозицией. Как оказалось, тема-то очень важная, затрагивающая основы фотографии, но говорят про нее уж очень мало. По сути, в Рунете десяток статей не наберется.
ETTR – способ съемки при котором экспозицию корректируют таким образом, чтобы детали в светах были максимально проработаны, конечная гистограмма снимка была смещена вправо, но при этом не заезжала за правый край, т.е. потерей в светах чтобы не было.
Сначала обратимся к тем, кто уже высказал свое мнение о ETTR:
- Еще в 2006 году ГрибNick перевел и дополнил статьи Michael Reichmann — Expose (to the) Right (Luminous-Landscape.com) и Ron Bigelow — Digital ExposureRonbigelow.com). На основе теоретических выкладок авторы сделали вывод, что максимум места отведено для хранения информации о светлых участках изображения и если изначально сделать снимок чуть светлее, мы получим больше материала для обработки, как следствие меньше шумов и больше деталей и конечное изображение после обработки будет качественнее. В теории все верно, но нашлись люди, которые решили оспорить это как с теоретической, так и практической точки зрения.
- Цитирую авторов с http://www.libraw.su/node/45 которые против ETTR — «Можно сказать, что по сравнению с ETTR мы имеем (в случае обычной съемки — мое прим. ) перераспределение динамического диапазона в пользу хорошей детализации в средних тонах и низкого уровня шума в тенях — несколько жертвуя при этом крайними значениями светов, к деталям в которых человеческий глаз всё равно невосприимчив, а необходимые тональные градации легко восстанавливаются с помощью ретуши, существенно менее трудоёмкой, чем шумоподавление в тенях и средних тонах. Отметим здесь же, что недодержка средних тонов сильно осложняет и процедуры sharpen.»
- Анатолий Скоблов тоже является сторонником ETTR. «Итак, Вы знаете, что хорошая экспозиция — это «мега-ETTR» или «хороший ETTR», в зависимости от сюжета (не все годятся для «мега») и крепости Ваших нервов. Кадр чуть светлее — это брак (засвечено нужное), темнее — Вы теряете детали в тенях и общее качество по всему кадру. Единственное оправдание для меньшей экспозиции (более темного кадра) — особые требования к съемке. Например, ETTR может дать Вам слишком длинную выдержку и она не подойдет. Тут делать нечего и придется снимать темнее.»
- Отдельным абзацем скажу про Евгения Тимашева и его способ обработки — «Как я уже неоднократно писал, во время съемки я не использую градиентные фильтры, а снимаю несколько кадров с брекетингом и собираю готовую фотографию градиентными масками на компьютере. Снимаю я чаще всего в режиме брекетинга: 0, -2, +2.» Поискал у Евгения на блоге – вроде бы ни одного слова про ETTR.
Что добавить лично мне? ETTR, как и большинство приемов/способов в фотографии, не является универсальным и должен применяться по обстоятельствам. Для одних сюжетов – ETTR дает выигрыш в качестве, для других – выигрыш сомнителен.
У себя в коллекции я нашел одну фотографию, которая была снята как раз по принципам ETTR и вот, что получилось.
Обычный снимок, без коррекции.
А это уже с ETTR — гистограмма ушла вправо
Кадр, снятый без ETTR, обработанный
Кадр, снятый c ETTR, обработанный
В данном сюжете я разницы особой не заметил, хотя настройки применялись разные. Без ETTR подольше пришлось доводить небо.
Мне кажется, главное, чтобы экспозиция правильная была, тени не проваливались и света. Если не хватает диапазона матрицы – брекетинг, но брекетинг с умом, чтобы при коррекции в плюс света не проваливались. А не так — настроил брекетинг +/- 2 и щелкаешь весь отпуск.
Ну а ETTR — для тех, кто понимает суть, теорию и владеет хорошо программами пост-обработки 🙂
Напоследок просто фотография заката:
[…] Написал я в твиттер эту крамольную мысль, а Артем подхватил, дескать «Не брекетинг, а подгонка под ETTR. Я обычно оставляю 2—3 кадра». Ну и я решил почитать тогда про ETTR и разрешить для себя вопрос с экспозицией. Как оказалось, тема-то очень важная, затрагивающая основы фотографии, но говорят про нее уж очень мало. По сути, в Рунете десяток статей не наберется. (more…) […]
спасибо! весьма полезно ;)а где-нибудь можно будет ознакомиться с "… тысячу снимков с каникул в Питере" 🙂
Тут надо сравнивать чуть ли не попиксельно. Неприятный опыт моего общения с ETTR закончился тем, что Nikon D90, к примеру, в светлых пикселах терял цвет, но свет оставлял. В небе это, понятное дело, плохо. Потому, попробовав, временно отложил.
Два кадра «с» и «без» надо было по яркости выровнять, тогда разницу можно было рассмотреть. Да и то, на 100% — шумы в тенях и прочее.
Как тебя быстро репостят-то, прям с трекбеками.
[…] Фото блог `Заметки о фотографии` » Blog Archive » Про ETTR и пра
denvist — да там смотреть-то особо нечего. Обычные туристические карточки, так как в Питере был я первый раз и всего 4 дня — галопом по Европам. Кстати, часть снимков уже в вконтакте — http://vkontakte.ru/album3571402_108655653 Если напрямую не получится, то моя страничка http://vkontakte.ru/dima.ruzanov
UncleSam Да я наоборот решил попробовать с ETTR и без можно ли достичь одинаковой картинки. А там если сюжет супер — можно хоть 10 дублей снимать с шагом 0.3 ev
Короче, я тоже особого смысла в ETTR не увидел.
Первый репост, небось, автоматом с rss
Я не проводил никаких сравнений (лень, да и смысла в них для себя пока не вижу, хотя может и нужно), но по ощущениям с ETTR выходит меньше шума на небе, да и вообще обработка чуть проще.
Так что не вижу смысла его не использовать 🙂
ну так и получается что последний кадр, который без ETTR самый удачный-хоть какие то детали у корабля видно, хотя небо все равно невнятное. И еще-надо было нацепить PL фильтр
Как любитель снимать сложные сюжеты в ручном режиме по гистограмме я даже не знаю что ETTR не является основным способом выставления экспозиции автоматикой камеры. Для меня достижение максимально светлой картинки при отсутствии пересветов почему-то являлось очевидной стратегией. А про то, что это является какой-то там альтеративой нагуглил буквально только что (так на ваш блог и напоролся)
А теперь по делу. Всё же зависит от той кривой, которой фактически сопоставляются яркость точки, проецируемой на матрицу и числом в цифровом файле (даже RAW, кривая всё равно нелинейна) эту яркость обозначаемым. Насколько я понимаю, создатели цифровых камер стремятся эту кривую сделать такой, чтобы на каждый стоп даипазона яркостей, отображаемых камерой, приходилось равное количество информации, поэтому этот ETTR может разве что чуть-чуть вытащить детали в тенях при меньших шумах.
Вот такие соображения
Devianth, к сожалению, не силен в теории, поэтому пробовал на практике. Из вашего ответа понял только , что вы применяете ETTR так сказать "по-умолчанию", однако из-за особенностей обработки изображения камерой особых преимуществ у ETTR нет.
Почитал, подумал, любознательно. Ясно стало что этот вариант создан скорее для «Ленивых», нежели для «старательных», потому что совмещение фотографий с разными экспозициями может дать больше свободы для тровчества, и позволяет сильнее контролировать итоговую гистограмму изображения.
За материал — спасибо!