На рынке современных цифровых камер присутствует огромное количество фототехники, обладающей различной функциональностью. И часто при приобретении новой камеры (обычно компакта) наличие нескольких определенных функций обусловливает выбор того или иного фотоаппарата.
Перечислять различные функции нет смысла – их очень много, поэтому рассмотрим только одну из них, а именно ручную фокусировку. Она чаще всего реализовывается так сказать «программным» образом. Т.е. вы не вращаете фокусировочное кольцо на объективе, а кнопочками задаете фокусное расстояние. Хоть это не является удобным способом, но это единственно возможный вариант реализации на компактных камерах.
Сейчас я расскажу о различных ситуациях, когда наличие ручного фокуса поможет вам сделать снимок, а вы для себя определите, важно ли вам наличие ручной фокусировки в вашей будущей камере. При написании материала использовал вот эту статью
1. Макросъемка
При макросъемке, т.е. съемки с близких расстояний, мы имеем ограниченную ГРИП (глубину резко изображаемого пространства). Соответственно, мы должны очень точно угадать с фокусом, чтобы главный объект вышел резким, а окружение – размытым. Промашка даже на 1 см может привести к испорченному снимку. Автофокус при макросъемке часто может давать сбои и ему тогда придется помогать, выставляя фокус вручную.
Также не забываем использовать штатив, чтобы колебания камеры в момент нажатия на кнопку спуска, не сбили фокус.
2. Плохие условия освещенности
В условиях плохой освещенности многие камеры не могут правильно фокусироваться на объекте. И даже специальные лампы подсветки автофокуса не помогают. При этом камера еще и дольше «соображает». В общем, одни неприятности. Чтобы от них избавиться – переключаем камеру в режим ручной фокусировки, «на глазок» определяем расстояние до объекта, немного закрываем диафрагму, чтобы область резкого изображения была больше – в итоге больше вероятность получить хороший кадр за меньшее время.
3. Портретная съемка
При съемке портретов фокус должен быть очень точным.
В большинстве портретных снимков самое главное, чтобы глаза были в фокусе. В принципе, обычный автофокус справиться с этой задачей. Однако в некоторых случаях нужно подчеркнуть отдельные черты лица – тогда вам на помощь придет ручной фокус.
В данном случае фокусировка была по щеке девушки.
4. Съемка через стекло и заграждения
Если вы когда-либо фотографировали через окно, вы знаете, что камера иногда может сфокусироваться именно на самом окне, а не на том, что за ним. Также определенные проблемы может вызвать съемка через прутья решетки, например, в зоопарке. В таких случаях необходим ручной фокус.
При этом желательно открыть диафрагму пошире, чтобы уменьшить ГРИП и таким образом снизить неблагоприятные воздействия от стекла, решеток и прочих предметов.
5. Съемка движущихся объектов
Съемка движущихся объектов, таких как машины, мотоциклы, бегущие животные может стать проблемной при использовании автофокуса. Происходит примерно следующее – вы наводите фотоаппарат на главный объект, камера фокусируется, но между моментом фокусировки и непосредственным созданием снимка проходит небольшой промежуток времени в течение которого главный объект на кадре перемещается и уходит из зоны резкости.
Чтобы такого не случилось, выбираем режим ручной фокусировки, фокусируемся на том месте куда переместиться объект съемки и когда он проходит как раз в нужном месте – нажимаем на кнопку спуска.
6. Съемка многоплановых сюжетов
Бывают ситуации, когда в кадре присутствует несколько объектов, расположенных на разном расстоянии друг от друга. Чтобы сфокусировать на одном из них нужен ручной фокус.
Например он может помочь при съемке таких сюжетов как:
• Птицы на ветке (чтобы сфокусироваться именно на птице, а не ветке)
• Елочные игрушки
• Натюрморт
Например, данный сюжет я мог сделать только переключившись в режим ручной фокусировки.
В итоге: мой вердикт — даже на компактах ручной фокус нужен.
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/f78f7f59237f360260d2032cee310db2/sape.php:221
Stack trace:
#0 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/f78f7f59237f360260d2032cee310db2/sape.php(323): SAPE_base->_read('/var/www/ivites...')
#1 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/f78f7f59237f360260d2032cee310db2/sape.php(338): SAPE_base->load_data()
#2 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-content/themes/WPInspiration/sidebar.php(115): SAPE_client->SAPE_client(Array)
#3 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-includes/template.php(704): require_once('/var/www/ivites...')
#4 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-includes/template.php(653): load_template('/var/www/ivites...', true)
#5 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-includes/general-template.php(111): locate_template(Array, true)
#6 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-content/themes/WPInspiration/ in /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/f78f7f59237f360260d2032cee310db2/sape.php on line 221
Спасибо за статью! Было интересно почитать. Лично я пока побаиваюсь ручного фокуса — очень много промашек делаю. В объектив сложно мне идеально определить, там я сфокусировалась или можно еще подкрутить кольцо =р
Полезно, спасибо!
Насчет ручного фокуса стопроцентно согласен, но во многих компактах он так паршиво сделан, что пользоваться им не очень хочется. На случай подвижных предметов и некоторых описанных ситуаций могу посоветовать навестись на что-то подходящее по расстоянию, зафиксировать фокус, потом скомпоновать кадр и щелкать.
2Руслан
Конечно, можно и так сделать, только нужно правильно выбрать «что-то подходящее», чтобы фотоаппарат корректно определил экспозицию, а то навестись наведется, но кадр получится слишком темным/светлым.
спасибо за статью
правда я пока только учусь, редко получается…не набил руку еще)
опоздал немного..
http://fotoxp.ru/texnika-siemki/5-sluchaev-kogda-luchshe-ispolzovat-ruchnuyu-fokusirovku
Обидно что не указываешь источник информации и ссылки на авторов фото…
2Слава
Ты раскрыл мой небольшой секрет… 🙂
Да, вот так получилось — перевел, а потом смотрю, а уже оказывается переводили. Но я все равно решил опубликовать, так как у меня достаточно вольный перевод + на одну «ситуацию» больше. Впредь буду внимательней при выборе статьи, однако дело в том, что уже имеющиеся в сети переводы сложно найти.
2Слава
Авторов фотографий начиная с нового поста теперь указываю.
Мне полезная статья : ) (детям рассказывать)
2F.able
Ну почему же детям?… Тем, кто покупает фотоаппарат и не имеет достаточной практики тоже полезно будет. Я когда покупал свою первую мыльницу (в фотографии, соответственно, почти не разбирался), обратил внимание, что у canon’a есть ручной фокус, в отличии от большинства других мыльниц. Откуда я тогда мог знать, понадобится мне ручной фокус или нет… Те же журналы, если пишут обзоры, часто просто констатируют факт — есть то-то и то-то, а реально не говорят, нужно это или нет (за редким исключением не говорят).
Детям потому, что я им периодически что-тио рассказываю про фотографию : )
[…] раз недавно пробегала статья о ручном фокусе, там упоминается первый случай его применения — […]
[…] Кстати, тему с ручным фокусом я уже затрагивал в посте «6 ситуаций когда необходим ручной фокус». Сегодня я расскажу немного о таком художественном […]
[…] раз недавно пробегала статья о ручном фокусе, там упоминается первый случай его применения — […]
В ряде описанных здесь случаев лично мне вполне подходит использование автофокуса, просто аппарат переводится в режим, когда фокус настраивается по одной точке (я обычно ставлю центральную точку в кадре… а вообще есть возможность выбрать одну из 7 или 9, не помню точно).
Настраивать же фокус в ручную на штатном объективе 400го кэнона несколько проблемно, т.к. он какой-то "плавающий", чуть зацепил — и он сбился. А автомат по одной выбранной точке — вполне подходящий выход.