21 04 2008 Рубрика: Мысли вслух, Репортаж и улица, Советы новичкам 20 комментариев

Про футбол: как надо и как не надо фотографировать

В субботу наша компания принимала участие в футбольном мини-турнире. По большей части я играл, но и поснимать тоже довелось. Поделюсь своими впечатлениями и результатами первого опыта съемки спортивных соревнований. Попробую проанализировать свои ошибки и, наоборот, удачные кадры. И скажем так – дать себе установку на будущее.
Итак, погожим весенним днем состоялся этот самый мини-турнир.
С чего я начал подготовку к съемке:

• Еще дома я очистил флешку от старых снимков. Ведь придется делать много дублей, чтобы на выходе получить ряд хороших снимков, (учитывая высокий процент брака).

• Так как флешка у меня небольшая (1 Гб), то при максимальном качестве влезает на нее 126 кадров. Конечно же, этого мало для репортажной съемки. Посему я уменьшил в настройках разрешение итогового снимка, оставив ту же степень сжатия. В итоге – 240 кадров максимум. Должно хватить.

• Понятное дело, что аккумулятор я тоже зарядил до максимума.

• Из объективов я использовал длиннофокусный (80-300 экв.) со светосилой 4-5,6. Камера – недавно приобретенная Olympus e-510.

Условия съемки были хорошие. Света было достаточно – так как играли днем. Солнце по большей части скрывалось за облаками, иногда ненадолго проглядывая между ними.

На самом месте съемки я поначалу экспериментировал. Выбрал режим приоритета выдержки. Чтобы футболисты не вышли размазанными, да и шевеленка не помешала, я использовал выдержки из интервала 1/250 – 1/400 секунды. Приходилось периодически их менять, так как солнце то появлялось из-за облаков, то опять скрывалось. Потом все же остановился на 1/400, т.к. при более длинной выдержке иногда футболисты выходили «смазанными».

В общем, с режимом я промахнулся – часто, чтобы экспозиция получилась оптимальной, автоматика камеры зажимала диафрагму до 11-13, что делало ГРИП очень широкой и кадр в итоге терял всю свою выразительность, т.к. кроме футболистов на переднем плане, оказывался резким и фон, вносивший информационный шум в кадр.
Надо было использовать M режим, а камера тогда просто применяла бы экспокоррекцию. Помимо этого, возможно, помогли бы такие продвинутые функции, как блокировка экспозиции.

Идем далее. Самое важное, на мой взгляд, при съемке спорта как подвида репортажного жанра – это поймать момент и сделать технически правильный кадр – не смазанный, оптимальный по экспозиции, без лишних объектов в кадре. Поэтому еще до начала игры попробуйте сделать ряд тестовых снимков и настройте оптимально свой фотоаппарат.

На счет того, чтобы «ловить момент». Как всегда, самый удачный кадр не получится потому, что вы его провороните: решите сделать перекур или отвлечетесь на настройку камеры. Поэтому надо всегда быть начеку.
Удобно, кстати, вести съемку, держа оба глаза открытыми. Одним отслеживаем общий план, вторым — смотрим в видоискатель. Так вероятность пропустить хороший кадр уменьшается.

Что, собственно, мы будем снимать на футбольном поле? Конечно же – это крупные планы игроков, единоборства, различные финты и пируэты. Длиннофокусный 300 мм объектив тут, как оказалось, не всесилен. Чтобы получить снимок игрока во весь рост, этот самый игрок должен находиться не далее 30-40 метров (К сожалению, не могу сказать точнее и привести тут различные математические выкладки для расчета линейных размеров объектов при различных фокусных расстояниях). Исходя их этого выбираем место съемки. Я пробовал с различных позиций – и с центра поля, и из-за ворот. Бегайте, ищите различные удачные ракурсы – это тоже очень важно помимо технической стороны!

По поводу фокусировки – я доверился автоматике – чтобы она определяла зону фокусировки, а из режимов я выбрал, конечно же, следящий автофокус. В общем, то ли я слишком многого ждал от своего фотоаппарата, то ли допустил ряд просчетов, но ошибок фокусировки было очень много, наверное, процентов 70-80. Удачно получались кадры, когда футболисты не очень активно двигались. Воспользовавшись этим, я сделал ряд кадров, когда вратарь выбивал мяч или игрок исполнял «стандарт».

Помимо игроков на поле есть еще и болельщики. Вот их эмоции нужно тоже запечатлеть! Помимо естественности, искренности, радости болельщики часто представляют собой достаточно живописное зрелище. Различная атрибутика: дуделки, пестрые шарфы, флажки – отличный объект для съемок.
Возвращаясь к съемке футболистов. Я почти все время использовал вертикальное кадрирование. Однако потом я решил попробовать «диагональную» композицию, если можно так сказать. Результат мне очень понравился. В общем, ниже один из немногих кадров, который вышел удачным.

И вот напоследок еще три маленьких совета:

• Не укрупняйте по максимуму – лучше потом обрежете по краям, чем получите пол-ноги или пол-руки.

• Оставьте немного места, куда футболист может «побежать». Но не перестарайтесь – камера может плохо фокусироваться, когда главный объект расположен с краю.

• Используйте мультисъемку. Трех кадров в секунду хватит, чтобы заснять момент замаха по мячу, удара и начало полета мяча. Оставите потом, что больше понравиться.

• Не доверяйте экранчику камеры при определении правильности фокусировки. Удаляйте только те кадры, которые явно не в фокусе. Все остальные кадры не считайте удачными, пока не просмотрите их на мониторе. Посему во время съемки делайте больше дублей и не считайте, что «ок, я это снял, достаточно»

• Если вы обладаете техникой съемки «в проводку», то можно попробовать. Я вот пока не научился.

———————————
Ну вот и все советы. Было бы интересно узнать ваше мнение по поводу съемки спорта. Хотелось бы, чтобы вы поделились своим опытом.

К записи "Про футбол: как надо и как не надо фотографировать" 20 комментариев

  1. С режимом ты правильно сделал. В М земучаешься спорт снимать. Надо в S, только выдержки выбирать не 1/250, а 1/2000 🙂

  2. 2Alick —
    Ну вообще когда солнце выглядывало,  я 1/500 пробовал, больше почему-то не стал. Хотя надо было экспериментировать

  3. Да, действительно, последний кадр очень интересный 😉 Удачное кадрирование!
    Я как-то тоже пыталась футбол пофотографировать, но было тяжело из-за фокуса в 135мм, зато потом после игры на тренировке я могла спокойно походить по полю и подбираться к игрокам на меньшее расстояние =р

  4. 2Alt-Shift
    На тренировке я тренировался 🙂

  5. Да… репортаж со спортивных мероприятий, это одна из сложнейших съемок, концентрация внимания и за объектом, и за погодными условиями, да еще и за параметрами выдержки и диафрагмы, а кому сейчас легко 🙂 . Пост для начинающих просто клад!
    У меня canon 20D и объектив для такой съемки 70-300, параметры выставляю в ручную, т.к. эргономика камеры позволяет манипулировать выдержкой и диафрагмой не отвлекаясь от кадра, существенно экономя время – приоритетам не доверяю, техника очень часто ошибается. Серию тоже не люблю – расслабляешься и есть вероятность, что все равно промахнешься, поэтому предпочитаю ловить кадр, заранее предугадывать хоть событий. Фокусировка – автофокус по центральной точке, плюс стабилизатор объектива – как раз на фокус времени совершенно нет, хоть все близко и удобно, но держать около 3-х кг не шевелясь, да еще и фокусироваться в ручную в репортаже это уже тяжко.
    Флешку настоятельно рекомендую обновить, хотя бы до 4Гб, а лучше до 8Гб и больше :), так хоть с RAW можно работать – экономит время обработки изображения.

  6. 2Антон
    Спасибо за советы!
    В принципе, можно и в M снимать, если светло — выставил 5.6 и просто меняешь выдержку от 1/320 до 1/1000, чтобы экспозиция нормальной получилась. 
    А флешку обязательно буду брать больше, мало умещается 
    кадров.  

  7. Снимаю футбол объективом 70-300 (умноженный на 1.6 кроп моей 40-ки)макисмальное расстояние для кадра в полный рост метров 15-20 метров приблизительно, снимаю в мануале от 1/500 и кароче короче, диафрагму открываю от 4 до 2,8, меняю знаение ИСО, снимаю с моноподом, следящим фокусом 5 кадров в секунду. Знаю что есть способ съемки футбола без аф, при котором сначала наводится на резкость на определённый участок где предполагается будет игрововой момент потом ожидается этот самый момент. Выслушал бы советы профессионалов если таковые имеются.

  8. Дмитрий, у всех разные объективы и камеры, значения диафрагмы у всех будет разные, по ситуации, 5.6 на мой взгляд слишком маленькая глубина резкости… "ушки" размоет 🙂 я до десятки поднимаю, если темно, то ИСО поднимаю до разумного.

    Слава, монопод хороший помошник, любопытно (хочу приобрести), он Вам кроме спортивных мероприятий полезен?

  9. Привет, всем! Забыл, давно уже в ленте блог или сайт о спортивных новостях в фотографиях, там как раз можно посмотреть, что должно получаться с подобных мероприятий. Не жалко: http://sportsphoto.livejournal.com/

  10. Еще по теме видел, что объективами более 400 мм снимают не следящим автофокусам а one shot’ом
    А про глубину резкозсти — она не зависит от конструкции объектива, при одинаковых относительных отверстиях она больше у того объектива, у которого короче фокусное расстояние. Помимо этого, глубина резкости не является постоянной величиной — она возрастает с уменьшением действующего отверстия объектива, а также по мере удаления точки, на которую произведена наводка.
    Согласен с вышесказаным, что — «автоматика камеры зажимала диафрагму до 11-13, что делало ГРИП очень широкой и кадр в итоге терял всю свою выразительность, т.к. кроме футболистов на переднем плане, оказывался резким и фон, вносивший информационный шум в кадр»
    Потэтому зажимать до 5,6 диафрагму считаю избыточным.
    По-поводу монопода, пригождался мне не раз при съёмке в театре, при плохом освещении, позволяя удлинять выдержку.
    Жду мнений профессионалов по поводу съемки футбола!

  11. 2Слава и Антон
    Господа! По моему, вы противоречите друг другу. Слава: "диафрагму открываю от 4 до 2,8". Антон: "Я до десятки поднимаю". Слава: "Потэтому зажимать до 5,6 диафрагму считаю избыточным.".
    Мое мнение — при открытой диафрагме (2.8, 4, 5.6) может получиться отличный кадр, выразительный, с размытым задним планом, но в этом случае нужна очень точная фокусировка.
    При закрытой диафрагме мы получаем кадр, у которого задний план резкий, что негативно сказывается на выразительности, но зато проще фокусироваться. В общем, нужно, наверное, ориентироваться по обстоятельствам — если нет промахов фокусировки — первый вариант, если есть — второй

  12. Без противоречий никак. Хотя нет, соглашусь, при открытой дырке фон становится хорошо размытой подложкой и снимок действительно эффектен, и про 10-ку я утрировал, но на 5.6 снимаю крайне редко, чуть-чуть больше, но не ниже, у меня там серьезно начинаются проблемы не только с размытым фоном, но и с «частями» объекта… Вообщем по обстоятельствам.

  13. Посмотрел сайт http://sportsphoto.livejournal.com/ там отметил автора с похожей на вашу фамилию Антон, Сафонова Александра, вот послушать бы его комментарии.

  14. Дмитрий а как вы определяете процент промахов?

  15. 2Слава
    Брак = Количество фотографий не в фокусе поделить на общее число снимков 🙂
    А если серьезно, то определяю "на глаз", конечно же не считаю специально. А в данном случае просто отбирал снимки для поста, хороших было мало — вот и создалось впечатление, что 4/5 — брак.

  16. Слава, можно было бы найти сайт фотографа (Сафонова Александр) и уже ему задать интересующий Вас вопрос, но в бесконечных сетях инета я не нашел…

  17. Руслан:

    Вот здесь страница Спортивной фотографии     http://clubs.ya.ru/4611686018427395550/?ncrnd=2965

  18. 2Руслан
    Спасибо!
    ПРисоединился

  19. Ваша основная ошибка заключается в том, что вы стояли не за воротами и снимали отдельных игроков, а надо было бы — борьбу соперников.
    http://community.livejournal.com/pressphoto_by/5345.html — здесь пример съёмки любительского футбола.

  20. Спасибо, посмотрим 🙂



Комментарии

  • Антон: Неплохой сайт по фотографии http://3-photo.ru/ Есть фотоальбомы,...
  • Алексей: Объявления о продаже и покупке фототехники. Множество интересных и...
  • Артем Шматок: Полезная статья. особенно для таких новичков как я) Воспльзуюсь...

Архивы


     

Granite and marble remnants montgomery granite remnants gmqtops.com.