31 08 2008 Рубрика: Советы новичкам 4 комментария

Дюжина ошибок и дюжина советов (часть первая)

Попросили написать для журнала статью — расширенный вариант того, что у меня уже было написано.

Сделал. Оказалось, что уже и не нужна. Ну ладно, чтобы даром не пропало, выложу сюда, читайте!

…Фотография сегодня — явление поистине массовое. Цифровые технологии сделали доступным каждому это увлечение – ведь купить сейчас вполне приличную камеру можно совсем недорого, а расходов в процессе эксплуатации так и вообще нет – пленку заменила флеш-карта, а батарейки уступили свое место аккумуляторам.

Распространение различных интернет-сервисов по хранению и обмену фотографиями только развило этот успех. Многие увлеченно фотографируют, отправляют цифровые снимки друзьям или колдуют долгими вечерами, пытаясь сделать что-нибудь интересное в Photoshop.

Но, к сожалению, качество любительских фотографий оставляет желать лучшего. Часто, просматривая альбомы друзей, ты тактично киваешь «Да-да, клёвая фотка!», а сам про себя думаешь «Какая невыразительная ерунда!». И становится непонятным стремление людей делать много снимков, совершенно лишенных какой-либо художественной ценности, в массе своей однообразных и неинтересных. Понятно, что для серьезного обучения мастерству фотосъемки нужно много времени, которого попросту не бывает у современных людей, но ведь можно хотя бы изучить основные теоретические моменты и попробовать применять их на практике – и поверьте, ваши снимки станут намного лучше и будут выделяться из серой массы «клевых фоток».
В этом посте мы рассмотрим основные ошибки, которые допускают начинающие фотографы, и дадим несколько простых, но эффективных советов для улучшения качества ваших снимков.

1. На снимках много посторонних предметов

В идеале все объекты в кадре должны играть какую-то роль, например, подчеркивать центральный объект, уравновешивать композицию или создавать настроение. Но на любительских снимках часто этого не бывает.

Если проанализировать те же портреты, то вы увидим, что в кадр лезут предметы окружающей обстановки, посторонние люди, а еще чаще их «части» — руки и ноги… Типичный снимок с дружеских посиделок — справа чей-то локоть попал в кадр, слева – чужая спина, ну и в нижней части снимка видно все то, что стоит на столе. В итоге получается не портрет, а кадр непонятного жанра — глаз зрителя постоянно отвлекается от основного объекта съемки – человека.

Фотографируют природу – в кадр попадают непонятные объекты на горизонте или еще хуже — «следы цивилизации»: мусор, бытовые предметы, технические сооружения, которые сильно портят идеалистическую пейзажную картинку…

Вот, например, типичный снимок, где присутствуют посторонние предметы. Во-первых, забор тут совершенно не нужен, во-вторых, кошку стоило бы снять крупнее.

Как лечить: Во-первых, стоит тщательней подходить к процессу кадрирования и еще до нажатия на кнопку постараться убрать посторонние предметы, например, используя зум. Во-вторых, стоит попробовать взять другой ракурс — возможно, с альтернативной точки съемки можно скомпоновать более правильный кадр.

2. Много снимков сделанных «просто так», бесцельно

Часто в порыве чувств мы хватаемся за камеру и начинаем щелкать, снимая все подряд. Большинство из таких снимков – результаты «фотосессий» с различных праздников, торжеств и встреч с друзьями. Конечно, в те моменты было очень весело, но вот сейчас особого интереса просматривать такие фотографии не возникает.

Часто такие бесцельные снимки получаются после различных поездок, когда попадаешь в незнакомое место и снимаешь все подряд. Вспомните, сколько кадров вы делаете, обозревая неведомую местность из окна автобуса? А сколько потом из этого становятся печатными снимками или хотя бы попадают на рабочий стол компьютера в качестве заставки? То-то.

Как лечить: Остудите немного свои чувства, успокойтесь. Попытайтесь увидеть что-нибудь действительно интересное. Мысленно представьте будущий кадр. Ответьте на вопрос «Зачем я сделаю этот снимок? Что хочу передать зрителю?». После этого фотографируйте. Если обстоятельства заставляют вас спешить, то поверьте — уж лучше сделать пару снимков, но хороших, нежели пачку бесполезных и бездумных.

Вот одна из бредовых фотографий… «Оно вам надо?», спрашивается.

3. Снимкам недостает оригинальности

Композиционная составляющая многих фотографий довольно проста и однообразна. Да, конечно, выработать собственный стиль – это сложная задача, которая не под силу новичку, но постараться придать оригинальности снимкам может каждый.

В качестве примера банальной фотографии – кадры из серии «Я на фоне памятника». Конечно, вы там были и видели «Какая кругом красота! Какой величественный памятник! А там еще и скверик рядом уютный…» Но зритель видит только вас и где-то позади — скромное изваяние. Скучно…

Как лечить: Придумайте что-нибудь интересное, например если рассмотреть последний случай с памятником – можно залезть на памятник, взять его за руку, потрогать отдельные части… Тогда получаться замечательные, нетривиальные кадры. Нужно больше экспериментировать, снимать с разных ракурсов, не зацикливаться на стандартных сюжетах.

4. Практически нет фотографий, подчеркивающих какие-либо мелочи

Если просматривать архивы любительских фотографий, то видно, что фотографии выстраиваются в некие сюжетные линии, иллюстрирующие различные события из жизни фотографа: поездки, праздники, турпоходы. Но вот ошибка — все кадры сняты как бы «в лоб» — вот тут мы пошли рубить дрова, потом разожгли костер, далее шашлык, выпивка… А никаких деталей не подмечено. А ведь на одном только пикнике сколько можно запечатлеть интересного из окружающей природы. И праздники – это не только застолье, но веселые конкурсы, выступления. Тот же концерт не ограничивается лишь музыкантами на сцене – не меньший интерес представляют и пестрая, живописная публика, общий антураж мероприятия.

Другая ситуация – отдельные кадры, не связанные сюжетом. Проблема схожа – сделаны лишь типичные, пусть и неплохие кадры. А попробуйте пристальней взглянуть на отдельные объекты в кадре – вдруг найдете что-то интересное, заслуживающее внимание.

Как лечить: Чтобы подчеркнуть мелочи поможет один практический прием – делать четыре кадра: сначала общий план, потом крупнее, потом отдельные части и наконец – детали какого-либо предмета. Со временем это войдет в привычку и станет доброй и полезной традицией.

Также пробуйте поснимать одну и ту же сцену в разных жанрах: снимите портреты людей, сфотографируйте пейзаж, попробуйте макросъемку, создайте натюрморт.

Вот, в качестве иллюстрации к вышесказанному, фотография игры в пейнтбол. Снимок достаточно простой, оригинального в нем мало, в том числе не подмечены детали. В дополнение к общему плану можно было снять:

  • Отдельные элементы экипировки
  • Игроков перед выходом, их эмоции, боевой настрой в частности
  • Поле предстоящего боя

5. Малое количество снимков

Несколько лет назад, когда флеш-память была достаточно дорогой и на одну карточку влезало несколько десятков снимков – тогда еще можно было понять стремление снимать меньше. Сейчас, когда за тысячу рублей можно купить карточку на 2 Гб, на которую поместится как минимум 400 кадров, экономить на количестве снимков нет надобности. А ведь так часто многим фотографиям не хватает порой чуть-чуть до того, чтобы стать действительно красивыми снимками и это «чуть-чуть» можно было бы достигнуть, если бы сделать в свое время больше кадров – какой-нибудь и вышел бы удачным.

Как лечить: Совет тут прост – снимайте больше! Но не бесцельно и часто давя на кнопку аки пулеметчик в окопе, а вдумчиво, но проворно, «работая» над каждым кадром. Ненужное потом удалите, заодно и проанализируете, почему те или иные кадры получились хуже других.

6. Технический брак

При всей «продвинутости» современной техники, она все равно неидеальна. Она не заменит голову и руки фотографа, не сделает из простого снимка шедевр. Часто даже автоматика ошибается и вообще портит кадр. Например, такое происходит, когда снимаешь со вспышкой – фотоаппарату не всегда удается точно определять мощность импульса. Помимо этого, в условиях плохой освещенности часто снимок может получиться расфокусированным. В довершении стоит отметить моменты, когда кадр получается смазанным из-за «шевеленки» — это тоже технический брак, который элементарно может испортить любой, даже самый классный кадр. Так вот, технического брака как раз предостаточно на снимках начинающих фотографов.

Как лечить: Не стоит особо доверять экранчикам своих фотокамер – оценить качество снимка можно только на нормальном мониторе. Если вы не уверены, что кадр получился хорошо — лучше лишний раз сделать дубль – потом можно всегда удалить одинаковые снимки. И когда делаете дубль, пробуйте другой ракурс, другие настройки режима съемки.

Для предотвращения «шевеленки» стоит пользоваться штативом и не снимать с рук. На худой конец – можно поставить фотоаппарат на какую-либо устойчивую поверхность.

Если вспышка часто сбоит, пересвечивая объекты в кадре, попробуйте прикрыть ее листом белой бумаги. На некоторых фотоаппаратах можно вручную регулировать мощность вспышки — не стоит этим пренебрегать.

Кадр с намеком на красоту испорчен нечеткой фокусировкой. При этом ошибку работы автофокуса получилось оценить только после того, как кадр был проанализирован на экране монитора.
Ну вот и все. Продолжение завтра.

Если что — Актуальная информация о банках Оренбуржья  Если вам нужна ипотека в Оренбурге или автокредит в Оренбурге — заходите на сайт!

К записи "Дюжина ошибок и дюжина советов (часть первая)" 4 комментария

  1. да, со многим согласен. почти всем что тут перечисленно и я болен…
    я снимаю на плёнку, она хоть немного дисципленирует, порой приходится часто думать и стоить кадр, ибо нет возможности сделать огромную серию из 50 кадров, а потом выбирать…
    но всё равно, я только учусь, и рад тому, что я учусь фотографии!!

  2. Советы хороши, спору нет 🙂
    Но чем больше я читаю разных советов, тем больше вспоминаю философа (увы забыл кто именно, кажется Сократ) который сказал:
    — Никогда и ни при каких обстоятельствах не слушайте советов. Этот в том числе.

    🙂

  3. […] и буквально каждый пункт его 12 советов, разложенных в две части просто необходим к заучиванию и пропусканию […]



Комментарии

  • Антон: Неплохой сайт по фотографии http://3-photo.ru/ Есть фотоальбомы,...
  • Алексей: Объявления о продаже и покупке фототехники. Множество интересных и...
  • Артем Шматок: Полезная статья. особенно для таких новичков как я) Воспльзуюсь...

Архивы


     


Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/f78f7f59237f360260d2032cee310db2/sape.php:221 Stack trace: #0 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/f78f7f59237f360260d2032cee310db2/sape.php(323): SAPE_base->_read('/var/www/ivites...') #1 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/f78f7f59237f360260d2032cee310db2/sape.php(338): SAPE_base->load_data() #2 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-content/themes/WPInspiration/sidebar.php(115): SAPE_client->SAPE_client(Array) #3 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-includes/template.php(704): require_once('/var/www/ivites...') #4 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-includes/template.php(653): load_template('/var/www/ivites...', true) #5 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-includes/general-template.php(111): locate_template(Array, true) #6 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-content/themes/WPInspiration/ in /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/f78f7f59237f360260d2032cee310db2/sape.php on line 221