Итак, в этот раз я отойду от формата типсов и просто расскажу о том, как в прошедшую субботу снимал свадьбу друзей. Получил море положительных эмоций, правда, и без разочарований не обошлось.
И ведь насколько это сложно – снимать свадьбу! Нужно иметь немалый организаторский талант, досконально знать свою камеру, плюс иметь опыт портретной съемки и при этом еще и пытаться фантазировать. Нелегкая задачка, не правда ли?
Сейчас кратко и расскажу, как и что у меня получилось. Конечно, матерые свадебные фотографы улыбнуться, читая данный материал, но ведь все когда-то начинали с китовой оптики и встроенной вспышки, лишь потом докупая светосильные стекла, внешний свет и всякие отражатели.
Итак, начнем.
Изначально планировалось все намного проще – лишь съемка в ЗАГСе ну и потом на шашлыках. В первом случае был и так заказан штатный фотограф; во втором – нечто большего, нежели любительская съемка и не требовалось. Посему я и не готовился особо: так, освободил флешку, да аккумулятор зарядил.
А в итоге был и выкуп, были и поездки по памятным местам. Отсюда правило – всегда быть на контакте с молодоженами, обговаривайте заранее – когда, куда и насколько. Будет еще лучше, если вы посетите эти места заранее, посмотрите, какое освещение может быть, какой ландшафт и уже заранее представите локации для будущих съемок.
Сначала у нас выкуп. Сложные условия съемки – темный подъезд, много народу, спешка. Помогал LiveView, а вот автофокус наоборот сбоил.
Поэтому, на мой взгляд, наилучший вариант здесь – ручной фокус плюс закрытая диафрагма – и пусть фон не размыт, но хоть меньше брака на выходе. Ну и конечно делайте больше дублей.
Поехали дальше – в ЗАГС. Как обычно, начало церемонии немного задерживается, ну и нужно этим пользоваться. Лично я пошел в комнату невесты и сделал несколько кадров там. Комнатка красивая, мягкое освещение, плюс можно спокойно подобрать условия съемки.
Далее – через переход к столу для росписи. Выход молодых, торжественная речь, сама роспись, поздравления гостей. Здесь главное занять хорошую позицию и не мешать основному фотографу. И снимаем, снимаем, снимаем. Пробуем по ходу корректировать параметры съемки. Пробуем со вспышкой и без вспышки. Разные диафрагмы.
После росписи обычно делается серия снимков в зале со штатным фотографом. Тут главное предупредить молодых, чтобы после позирования основному фотографу переводили взгляд на вас.
Далее поездка на мост. Тут уже меняю объектив на теле – ведь съемка будет вестись на открытом воздухе, издалека.
Здесь ловим эмоции – вначале моста всем весело, к середине уже появляются тревожные нотки во взгляде, последние метры уже через силу. Конечно, если жених — Шварцнеггер, а невеста — Дюймовочка, то может ничего интересного и не выйдет, но обычно жениху под конец моста становится очень тяжело.
Потом поехали на ж/д станцию. Станция красивая, отделанная под старину – замечательное место для съемки! Поэтому быстро забираем жениха и невесту и идем фотографироваться. Пробуем различные ракурсы, ведь что из этого получится в итоге лучше всего, можно будет сказать только при просмотре снимков на компьютере.
Кстати, не знаю как на других фотоаппаратах, но у меня на Olympus -510 есть две особенности. Во-первых, экран на солнце блекнет и оценивать качество снимков можно только в темном помещении, ну или на худой конец в том же автобусе.
Также вторая особенность – при использовании вспышки выдержка не выставляется короче 1/180 секунды. Сначала не понял, в чем дело и только дома, наконец, разобрался. Обидно.
Что еще можно добавить – используйте брекетинг. Иногда экспонометр может ошибаться и в итоге платье невесты становится просто белым пятном в кадре. Также вспоминайте советы портретной съемки – избегайте глубоких теней на лицах, следите за фоном, правильно кадрируйте.
Да и обязательно напрягайте других участников торжества – родственников и друзей. Может они сначала и поворчат, но потом будут только благодарны за отличные кадры вместе с молодоженами.
Ну и напоследок. В принципе, я не считаю зазорным для начинающего свадебного фотографа использовать чужие наработки. Пусть лучше у вас получится серия качественных, но традиционных фотографий, нежели серия оригинальных фотографий, но с браком.
П.с. Фотографии покрупнее в моей фотогалерее
Также по теме:
Немного рекламы — Sony DSC-W 200/S
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/f78f7f59237f360260d2032cee310db2/sape.php:221
Stack trace:
#0 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/f78f7f59237f360260d2032cee310db2/sape.php(323): SAPE_base->_read('/var/www/ivites...')
#1 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/f78f7f59237f360260d2032cee310db2/sape.php(338): SAPE_base->load_data()
#2 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-content/themes/WPInspiration/sidebar.php(115): SAPE_client->SAPE_client(Array)
#3 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-includes/template.php(704): require_once('/var/www/ivites...')
#4 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-includes/template.php(653): load_template('/var/www/ivites...', true)
#5 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-includes/general-template.php(111): locate_template(Array, true)
#6 /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/wp-content/themes/WPInspiration/ in /var/www/ivitest/data/www/fotonotes.i-vi-test.ru/f78f7f59237f360260d2032cee310db2/sape.php on line 221
Почему-то не встретил упоминания о RAW, в такой съемке очень пригодится — иногда экспозицию подправить, иногда цвет…
Некоторые из представленных кадры явно требуют цветокоррекции.
2Руслан Хут
Да у меня какой-то сумбурный рассказ вышел… Приболел тут немного…
Вообще да — самые важные снимки я делал в RAW. Просто у меня флешка совсем маленькая, 1 Гб, там мало Raw'ок влезет.
П.с. На третьем снимке чуть меньше зелени нужно, а на первом чуть меньше розового.
А вообще, в ужатом виде фотографии как-то хуже смотрятся 🙁
Хм, практически рассказ о том, "как не надо снимать свадьбу" 🙂
Кстати, у тебя все кадры жутко недосвечены.
Неплохие зарисовки. Ты бы еще стекла используемые указал: в помещении ширик, портретник на станции и пр.
Все придет с опытом, это фигня.
Это ты правильно заметил насчет опыта. Свою первую свадьбу я в разы хуже отснял, хотя техника у меня тогда покруче была.
2Alick и Дядя Сэм 🙂
Ну это своего рода рассказ "как все на практике выходит". Теория теорией, но вот в реале попробовал первый раз, почти что "комом" все вышло. Писать переводные типсы хорошо, но вот попробуйка им следовать, все не забыть!…
Тут ведь какое дело — если недостаточно опыта и сразу не можешь сориентироваться и сделать кадры без ошибок, хоть шпаргалку себе пиши и смотри в нее по ходу съемки. Вот и написал себе очередной черновичок 🙂
…В августе еще одна свадьба друзей намечается, чую, я там буду за основного фотографа. Буду готовится, посмотрим, что выйдет.
П.с. На счет опыта — думаю, пятая свадьба должна получится уже хорошо 🙂
Да и в любом случае — где-то полгода назад искал статьи про свадьбу — очень всего мало в интернете, пусть будет еще одно мнение на сей счет, взгляд любителя, так сказать 🙂
Тут вот какое дело: на улице надо снимать со вспышкой, а в помещении — без. Хотя чисто логически кажется, что надо наоборот.
Это если есть только встроенная.
Если есть внешняя, то тут могут быть варианты.
Т.е. вообще, могут быть варианты, но принцип именно такой.
У меня примерно 4-я свадьба дала кадры, которые не стыдно в портфолио поместить.
Про свадьбы хорошо Розов писал. И я 🙂
… а еще лучше для начинающего — не быть основным фотографом, тогда и фотки лучше получаются, потомучто переживаешь меньше, а думаешь о кадрах больше 😉
2Alick
На счет использования встроенной вспышки…
У нас в ЗАГСЕ было такое освещение, что даже выкрутив ISO до 800 и диафрагму на 4.0 надо было выдержку ставить порядка 1/8 — 1/20, т.е. часто смазывалось. Хотя в комнате невесты без вспышки хорошо получилось.
А на счет съемки на улице — да, чтобы теней не было резких, нужно вспышку использовать, а если я включаю вспышку, то выдержка короче 1/180 не делается и кадры получаются пересвеченными. 🙁
Понял это только дома… Собственно, это никак и не лечится — или диафрагму зажимать или нейтральносерый светофильтр покупать. Кстати, +1 за поляризационный светофильтр. Если не ошибаюсь, он -2 EV дает, т.е. это 6 ступеней выдержки, так что при съемке со вспышкой все ок должно быть
2Alick
Да, у Розова зачетная статья!
Читаем здеся — http://www.rozov.ru/section28/item211/
Не, полярик на свадьбе противопоказан.
Он вообще противопоказан при съемке людей.
А то, что выдержка короче 1/180 не делается, так на то она и кратчайшая выдержка синхронизации 🙂
Тем мне никон и нравится, что позволяет снимать со вспышкой на выдежках хоть 1/8000 (только мощность импульса падает, но и с этим можно бороться).
2Alick
Значит нужно просто нейтральный серый или как там его…
Не уверен, что поможет. С тем же успехом можно диафрагму прикрыть.
Ну это понятно, только в этом случае фон не размоешь толком…
Так подойди поближе 🙂
Дело еще в том, что нейтральный фильтр — не самая оперативная штука. Задолбешьси его все-время навинчивать-свинчивать.
Не хочется обидеть фотографа, но как-то не цепляют эти снимки…не хватает какой-то оригинальности и яркости. Свадебные фотографии надо делать так, чтобы все, кто их смотрит, тут же захотели быть на месте жениха и невесты 🙂 Но я думаю, у Вас всё еще впереди, здорово, что не боитесь делиться опытом!!!
1. не впечатлило. прилдет с опытом, но вот опыт лутше не набирать "на жывых людях" (тоесть, лутше сначала поренироватся в качестве второго или третьего фотографа на свадьбе) — что б небыло у молодожонов разочарований.
2. а что вас удивило в 1/180? Нормальная ситуация, с Зенитом воопще б пришлось на 1/30 снимать 🙂
3. для свадеб нужна быстрая и мощная вспышка (FL-50 значительно лутше подойдет, чем FL-36, и тем более встроеная)
4. имее п.3 у вас не будет проблем с п.2, в режыме SuperFP (он же HSS на пыхах Metz) вы спокойно сможете ставить даже 1/4000 (а на E-3 и 1/8000), но можность будет соотверственно меньшая.
5. почитайте п.1 и убедите друзей на свадьбу в августе нанять фотографа с опытом 😉 А у вас будет шанс поучится.
6. купите флешку побольше и дополнительный акумулятор
Alick, а в каком из никонов можно ставить 1/8000 при использовании вспышки? У меня на связке Nikon D70s + SB-800 получалось только 1/500 и длинее
jin, на д200, д300 и старше.
с нормальной (aka внешей) или со встроеной такое тоже проходит?
2jin
1. На счет тренировки на живых людях — так ведь я не напрашивался…
2. Удивило то, что читая много про Олимпус, ни разу об этом не слышал
3. Про вспышки уже понял 🙂
4. Тоже понял 🙂
5. Ага, уже убеждаю… возможно просто с ними попробуем снять Лав Стори.
6. Флешка будет куплена в ближайший месяц, так как в сентябре намечается отпуск… Для ежедневных прогулок 1 Гб пока хватает, а вот если куда вылезти и/или в Раве пощелкать — совсем мало
А пост вообще про то, что сколько ни читай, а опыт гораздо важнее 🙂
Вроде только с внешней.
Алик, так с внешней могут и олипмусы (включая "младшые" модели), и кеноны (также)… а вот в никонах на "мледшениких" такой функциональности нет. в никонах мне очень нравится безпроводное управление вспышкой — в олимпусах оно появилось только недавно (модели е-3, е-420, е-520 и несколько компактов в связке с новыми версиямы вспышек), а в кенонах требует как минимум две вспышки (одна их которых на камере, либо специальный трасмитер + вспышка).
Дмитрий, вы не читали про "особенность" только по тому, что она сама собой раземующияся… то же самое будет и на камерах других производителей, а скорость синхронизации 1/180 прямо указана в спецификациях (в у-3 уже 1/250). кстати, на форумах пишут, что на самом деле можно ставить и короче, вплоть до 1/320 (и 1/400 на е-3), но ставить вспышку только с центральным контактом (либо заклеить контакты на родной). понятно, что о никаком ттл в таком случае нет и речи.
2jin
Боюсь ошибиться, но мыльницы спокойно снимают со вспышкой на выдержках короче 1/180. Я точно снимал на canon A510 на море, в полуденном солнце, выдержка около 1/500 была. Вот кажется кадр с использованием вспышки — http://fotonotes.ru/gallery/index.php?showimage=7
jin, не спорю, т.к. не знаю таких деталей о других производителях.
Дмитрий, у мыльниц в данном случае есть существенное преимущество — у них нет зеркала, да и затвор в большинстве случаев — электронный.
мылницы — да, но там другая история, поскольку принцып работы затвора другой. та же история и с совецкими сменами — на них можно и 1/500 ставить
Вот, блин, теперь и думаю, как на море то снимать…
Возьму свой старенький кэнон тогда 🙂
Ладно, это уже совсем другая тема…
вариантов 2:
1. вспышка (внешняя, для неспешной семки пойдет FL-36(R))
2. отражатель (можно купить даже "шторку" для лового стекла автомобиля, там обычно одна сторона серебристая (фольга), другая — белая, только надо прикрепить прутки для жесткости)
Я в отпуск повезу оба варианта 🙂
jin, а можете тогда посоветовать какой-нть отражатель минимально достаточный для бытовой съемки портретов?
я бы порекомендовал пойти в ближайшый фотомагазин и купить тот, который вам будет удобно с собой носить (для которого найдется место в сумке и не ударит сильно по домашнему бюджету). Для лицевых портретов около 80х80 обычно достаточно, а опыта в "пляжной" семке у меня пока нет — буду тренироватся 🙂
Угу, спасибо
Дима, у тебя же на блоге нашел:
* Фотограф использует не мыльницы по 10 тысяч за штуку, а профессиональное оборудование, стоимость которого исчисляется тысячами у.е.
* Также, прежде чем снимать на хорошем уровне, фотограф должен достаточно долго учиться и не просто там всякие книжки читать, а выставки посещать, курсы (платные, между прочим). Никто из ваших друзей, даже если и немного увлекается фотографией, не снимет так же как профессионал.
Интересно, сколько тищ. у.ё. ты потратил на бюджетную зеркалку с дабл-китом? Сколько курсов/семинаров ты прослущал, или хотя-бы толковых книжок прочитал? Так вот, оч рекомендую обяснить такие моменты паре, которую ты будеш фотографировать в августе. Без обид, но лутше людей предупредить, чтоб потом никто ни на кого не обижался
2jin
Вы наверное меня не очень поняли. Мои друзья, у которых свадьба, прекрасно знают, что от меня ждать, а чего ждать не стоит. К тому же я себя не отношу к профессиональным фотографам, т.к. а) не зарабатываю этим б) совсем мало опыта и видение не очень развито в) совершенно нестабилен
Соответственно, ни о каких деньгах здесь речи не идет…
С другой стороны, если друзья будут брать оператора и еще и фотографа в ЗАГС, то вполне вероятно, что они захотят съэкономить тысяч 5-7 на фотографе, попросив поснимать на катании меня — уж более менее адекватные кадры я смогу сделать. Или вы думаете, что у нас в Туле тут все снимают поголовно как например, вот эти люди? 🙂
Два года назад у моих друзей свадьбу снимал фотограф с просьюмом SONY H3. На мой взгляд, фотографии не очень, но им понравилось.
П.с. А на счет нескольких тысяч у.е. — комплект из тушки, ширика, теле, вспышки и рассеивателя как раз тянет на эту сумму.
П.п.с. Абсолютно без обид 🙂